Школьный музей

Опубликовано:  12.10.2021

Добро пожаловать на сайт школьного музея

 «Сквозь годы и столетия»

Приказ МБОУ «СОШ №1» г.Адыгейска №94/20 «О назначении руководителя школьного музея»

План работы школьного  музея МБОУ СОШ№1 г.Адыгейска на 2023-2024 учебный год

Информация о музее МБОУ «СОШ№1» г.Адыгейска

Руководитель музея

Чесебиева М.Б., педагог дополнительного образования, контактный телефон 8918-178-84-79,

электронная почта —frau.chesebieva2013@yandex.ru

Направление деятельности музея

Учёт и хранение фондов, поисково-исследовательская деятельность, учебно-просветительская деятельность.

ОПИСАНИЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

 Школьный музей располагается в отдельной комнате. Материалы экспозиции музея размещены на стендах и выставлены в витринах. Часть материала размещена в рамках, установленных на подставках.

  1. Витрина «Подарки школе»

  2. Стенд «Вечная память» (материалы об участниках Великой Отечественной войны)

  3. Стенд «Школа – наш дом»

  4. Витрина «Наша школа»

  5. Стол с материалами о жизни школы

  6. Витрины с бытовыми предметами былых времён (предметы, характеризующие жизнь и быт людей нашего края).

  7. Материалы об истории нашего края.

Определение профиля школьного музея

В школьном музее в отличие от других музеев превалирует учебно-воспитательное начало, так как его аудиторией являются дети и подростки. Своей экскурсионно — просветительской  деятельностью  музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два принципиально важных фактора: во-первых,  в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и  культуры; во-вторых, проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей.

Профиль любого школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция. В нашей школе – это история, краеведение. Выбор профиля музея был определён конкретными условиями школы, возможностями комплектовать фонды музея подлинниками. Музей нашей школы – это музей комплексного профиля, который создан на базе изучения истории края, истории школы.

Создавая музей, мы учитывали и хронологические рамки музейной экспозиции. Так, например, создавая экспозиции по истории школы, мы опирались на материалы довоенной поры (с момента возникновения школы), создавая материалы об истории города, мы учитывали исторические факты с конца XIX века.

Сбор материалов для школьного музея подчиняется  учебно-воспитательным задачам, которые стоят перед нашей школой,  а также позволяет решить задачи, связанные с реализацией  воспитательной системы школы «Интеграция индивидуальных и коллективных форм работы, ориентированных на саморазвитие и самореализацию обучающихся».

Для того чтобы раскрыть вопрос о музейно — педагогических подходах к созданию музейной экспозиции в  музее школы, остановимся подробнее на  вопросе, связанном с организацией  нашего музея.

Создание любого школьного музея должно проводиться  с учётом следующих особенностей:

–  начальный период создания музея;

–  сбор материалов для школьного музея;

— создание основного и вспомогательного фондов музея;

— ведение учёта фондов;

— хранение фондов;

— проведение экспозиционной работы (создание выставок собранных материалов);

— организация и проведение учебной и внеклассной работы в школьном музее.

Организация школьного музея

В нашей школе музей был создан по инициативе педагогов  и членов школьного органа самоуправления – совета старшеклассников. Музей возник на основе исторического кружка. Мысль о создании музея на  тот момент стала достоянием всего коллектива. Во-первых, это связано с тем, что в  годы прошлого века музей в нашей школе существовал; во-вторых, необходимо было направить усилия в воспитательном процессе на героико-патриотическое  воспитание подростков, которое является главным направлением в воспитательной системе нашей школы. Кроме этого, в школе работает большое количество педагогов, которые являются выпускниками нашей  школы и могут оказать посильную помощь в сборе материалов для экспозиций, как по истории  школы, так и по истории  села.

Совет старшеклассников «Новое поколение» и актив детской школьной организации «Созвездие» провели организационную работу по сплочению актива учащихся.  На педагогическом совете и сборе совета старшеклассников было объявлено  о создании музея в школе, обсуждались вопросы об участии и помощи в создании музея.

Открытию музея предшествовала  интересная  поисковая работа, которая уже сама по себе является активной формой героико-патриотического воспитания школьников. Сбор материалов в нашей школе проводился  различными способами: повесили объявление -обращение ко всем школьникам  с просьбой приносить в музей «старинные вещи», фотографии прошлых лет; обратились к родительской общественности школы, к выпускникам школы с просьбой приносить фотографии школьных лет, предметы из школьной жизни. Группа «Новое поколение» делала рейды к ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам педагогического труда. В течение уже первого года существования нашего музея ребята систематически занимались сбором материалов для  школьного музея. Одни из них собирали предметы, характеризующие жизнь и быт людей нашего края: предметы домашнего обихода, одежду, орудия труда, другие собирали материалы по истории района, края, третьи – документы, воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, четвёртые – экспонаты и материалы по истории школы.

Следует учитывать, что успех любой собирательной работы зависит от того, насколько хорошо она организована.

Много материалов собрано в нашем музее по истории школы: об учителях, учениках, о пионерской организации, о ветеранах педагогического труда, о выпускниках школы.

Приступая  к сбору материалов по истории школы, прежде всего,  мы наметили, по каким основным вопросам истории школы будет проводиться сбор. В экспозиции есть такие разделы:

Первый раздел экспозиции– «Организация школы», который включает:

  • фотографии здания школы в первые годы её существования;

  • фотографии первых учителей, учащихся.

Второй раздел экспозиции – «История школы», который включает материал, характеризующий разные стороны работы школы:

  • учебные занятия – фотографии учителей, учеников, учебники, дневники, классные журналы, тетради, наглядные пособия, изготовленные учениками;

  • фотоматериалы.

Четвёртый раздел экспозиции – «Ветераны педагогического труда», который включает:

  • материалы о ветеранах труда;

  • о педагогах, которые отдали служение школе

Хочется отметить, что  при подготовке  именно этой части экспозиции  в работу включились не только члены совета школьного музея, ребята из группы «Новое поколение», но  и вся педагогическая и родительская общественность нашей школы. Ребята побывали дома у многих ветеранов педагогического труда, собрали  богатейший фотоматериал, документы, которые позволили не только создать экспозицию, посвящённую ветеранам педагогического труда, а также  дополнить другие  разделы экспозиции школьного музея Так как основное направление в системе воспитательной работы нашей школы – это героико-патриотическое воспитание, то особое место в нашем музее занимает экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне. Эта экспозиция включает также несколько разделов:

Первый раздел – «Наши земляки – герои Советского союза», который включает:

  • фотоматериалы;

  • сведения о героях-земляках.

Второй раздел – «Ветераны Великой Отечественной войны, живущие в нашем микрорайоне», который включает:

  • фотоматериалы;

  • воспоминания ветеранов;

  • документы, письма, награды.

Третий раздел – «Наши бабушки и дедушки – участники Великой Отечественной войны», который включает:

  • фотоматериалы;

  • рассказы о боевом пути;

  • награды, документы.

Работа по этому разделу может быть особенно плодотворной,  так как в неё можно включить не только членов совета музея, но и других ребят школьного коллектива, у которых есть бабушки, дедушки, имеющие непосредственное отношение к войне, к созданию истории края. Эта работа позволяет приобщать школьников к умению работать  с пользой для всего коллектива, воспитывает в них чувство патриотизма, позволяет почувствовать свою сопричастность к общему делу.