Опубликовано:
12.10.2021
Добро пожаловать на сайт школьного музея
«Сквозь годы и столетия»
Приказ МБОУ «СОШ №1» г.Адыгейска №94/20 «О назначении руководителя школьного музея»
План работы школьного музея МБОУ СОШ№1 г.Адыгейска на 2023-2024 учебный год
Информация о музее МБОУ «СОШ№1» г.Адыгейска
Руководитель музея
Чесебиева М.Б., педагог дополнительного образования, контактный телефон 8918-178-84-79,
электронная почта —frau.chesebieva2013@yandex.ru
Направление деятельности музея
Учёт и хранение фондов, поисково-исследовательская деятельность, учебно-просветительская деятельность.
ОПИСАНИЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Школьный музей располагается в отдельной комнате. Материалы экспозиции музея размещены на стендах и выставлены в витринах. Часть материала размещена в рамках, установленных на подставках.
-
Витрина «Подарки школе»
-
Стенд «Вечная память» (материалы об участниках Великой Отечественной войны)
-
Стенд «Школа – наш дом»
-
Витрина «Наша школа»
-
Стол с материалами о жизни школы
-
Витрины с бытовыми предметами былых времён (предметы, характеризующие жизнь и быт людей нашего края).
-
Материалы об истории нашего края.
Определение профиля школьного музея
В школьном музее в отличие от других музеев превалирует учебно-воспитательное начало, так как его аудиторией являются дети и подростки. Своей экскурсионно — просветительской деятельностью музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два принципиально важных фактора: во-первых, в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры; во-вторых, проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей.
Профиль любого школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция. В нашей школе – это история, краеведение. Выбор профиля музея был определён конкретными условиями школы, возможностями комплектовать фонды музея подлинниками. Музей нашей школы – это музей комплексного профиля, который создан на базе изучения истории края, истории школы.
Создавая музей, мы учитывали и хронологические рамки музейной экспозиции. Так, например, создавая экспозиции по истории школы, мы опирались на материалы довоенной поры (с момента возникновения школы), создавая материалы об истории города, мы учитывали исторические факты с конца XIX века.
Сбор материалов для школьного музея подчиняется учебно-воспитательным задачам, которые стоят перед нашей школой, а также позволяет решить задачи, связанные с реализацией воспитательной системы школы «Интеграция индивидуальных и коллективных форм работы, ориентированных на саморазвитие и самореализацию обучающихся».
Для того чтобы раскрыть вопрос о музейно — педагогических подходах к созданию музейной экспозиции в музее школы, остановимся подробнее на вопросе, связанном с организацией нашего музея.
Создание любого школьного музея должно проводиться с учётом следующих особенностей:
– начальный период создания музея;
– сбор материалов для школьного музея;
— создание основного и вспомогательного фондов музея;
— ведение учёта фондов;
— хранение фондов;
— проведение экспозиционной работы (создание выставок собранных материалов);
— организация и проведение учебной и внеклассной работы в школьном музее.
Организация школьного музея
В нашей школе музей был создан по инициативе педагогов и членов школьного органа самоуправления – совета старшеклассников. Музей возник на основе исторического кружка. Мысль о создании музея на тот момент стала достоянием всего коллектива. Во-первых, это связано с тем, что в годы прошлого века музей в нашей школе существовал; во-вторых, необходимо было направить усилия в воспитательном процессе на героико-патриотическое воспитание подростков, которое является главным направлением в воспитательной системе нашей школы. Кроме этого, в школе работает большое количество педагогов, которые являются выпускниками нашей школы и могут оказать посильную помощь в сборе материалов для экспозиций, как по истории школы, так и по истории села.
Совет старшеклассников «Новое поколение» и актив детской школьной организации «Созвездие» провели организационную работу по сплочению актива учащихся. На педагогическом совете и сборе совета старшеклассников было объявлено о создании музея в школе, обсуждались вопросы об участии и помощи в создании музея.
Открытию музея предшествовала интересная поисковая работа, которая уже сама по себе является активной формой героико-патриотического воспитания школьников. Сбор материалов в нашей школе проводился различными способами: повесили объявление -обращение ко всем школьникам с просьбой приносить в музей «старинные вещи», фотографии прошлых лет; обратились к родительской общественности школы, к выпускникам школы с просьбой приносить фотографии школьных лет, предметы из школьной жизни. Группа «Новое поколение» делала рейды к ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам педагогического труда. В течение уже первого года существования нашего музея ребята систематически занимались сбором материалов для школьного музея. Одни из них собирали предметы, характеризующие жизнь и быт людей нашего края: предметы домашнего обихода, одежду, орудия труда, другие собирали материалы по истории района, края, третьи – документы, воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, четвёртые – экспонаты и материалы по истории школы.
Следует учитывать, что успех любой собирательной работы зависит от того, насколько хорошо она организована.
Много материалов собрано в нашем музее по истории школы: об учителях, учениках, о пионерской организации, о ветеранах педагогического труда, о выпускниках школы.
Приступая к сбору материалов по истории школы, прежде всего, мы наметили, по каким основным вопросам истории школы будет проводиться сбор. В экспозиции есть такие разделы:
Первый раздел экспозиции– «Организация школы», который включает:
-
фотографии здания школы в первые годы её существования;
-
фотографии первых учителей, учащихся.
Второй раздел экспозиции – «История школы», который включает материал, характеризующий разные стороны работы школы:
-
учебные занятия – фотографии учителей, учеников, учебники, дневники, классные журналы, тетради, наглядные пособия, изготовленные учениками;
-
фотоматериалы.
Четвёртый раздел экспозиции – «Ветераны педагогического труда», который включает:
-
материалы о ветеранах труда;
-
о педагогах, которые отдали служение школе
Хочется отметить, что при подготовке именно этой части экспозиции в работу включились не только члены совета школьного музея, ребята из группы «Новое поколение», но и вся педагогическая и родительская общественность нашей школы. Ребята побывали дома у многих ветеранов педагогического труда, собрали богатейший фотоматериал, документы, которые позволили не только создать экспозицию, посвящённую ветеранам педагогического труда, а также дополнить другие разделы экспозиции школьного музея Так как основное направление в системе воспитательной работы нашей школы – это героико-патриотическое воспитание, то особое место в нашем музее занимает экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне. Эта экспозиция включает также несколько разделов:
Первый раздел – «Наши земляки – герои Советского союза», который включает:
-
фотоматериалы;
-
сведения о героях-земляках.
Второй раздел – «Ветераны Великой Отечественной войны, живущие в нашем микрорайоне», который включает:
-
фотоматериалы;
-
воспоминания ветеранов;
-
документы, письма, награды.
Третий раздел – «Наши бабушки и дедушки – участники Великой Отечественной войны», который включает:
-
фотоматериалы;
-
рассказы о боевом пути;
-
награды, документы.