Обучение на дому

Опубликовано:  09.12.2016

Возможные причины перевода ребенка на домашнее обучение

Существует много объективных причин, по которым дети не могут посещать учебное заведение. Чаще всего это происходит при наличии у ребёнка хронического заболевания или по причине ухудшения состояния здоровья. Когда состояние здоровья ребенка не позволяет ему систематически посещать школу, и ребенок не успевает освоить программу, ему могут предложить альтернативное обучение на дому. В данной статье рассмотрим вопросы, связанные с переводом учащегося на домашнее обучение.

Домашнее обучение — это не форма получения образования, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноценными участниками образовательного процесса.

Право ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации…

Какие медицинские показания являются основанием для перевода ребенка на домашнее обучение?

Домашнее обучение подходит для детей, которые осваивают основную общеобразовательную программу, но нуждаются в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. Например, если у ребенка периодически повторяются приступы эпилепсии, то посещать школу ежедневно он не может. Детей с такими проблемами переводят на домашнее обучение. Надомное обучение уместно и в случае, когда ребенку необходима операция или длительный реабилитационный период, после которого он снова придет в школу. Домашнее обучение предполагает, что ребенок может иногда посещать уроки, школу, но систематически учиться не в состоянии.

Существует целый перечень заболеваний, являющихся основанием перевода на домашнее обучение (Письмо Министерства Просвещения РСФСР 8 июля 1980 г. № 281-М, Министерство здравоохранения РСФСР 28 июля 1980 г. № 17-13-186 «Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому» (далее — Письмо). В Письме перечислены заболевания, на основании которых выявляются дети, нуждающиеся в индивидуальных занятиях на дому. Такие дети освобождаются от посещения массовой школы. Неврологические, хирургические, кожные, соматические заболевания являются прямыми показаниями к прохождению общеобразовательных программ в рамках домашнего обучения.

В соответствии с данным списком существуют показания для освобождения от обучения на длительное время (полный учебный год) учащихся, страдающих психоневрологическими заболеваниями. Среди таких заболеваний:

  • душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии в острой фазе);
  • эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками;
  • тяжелые неврозы (неврастении, психастении).

Если специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, то это также может являться поводом к смене условий обучения ребенка и перевода его на домашнее обучение.

Также существует возможность создания облегченных условий для учащихся, которые страдают неврологическими и соматическими заболеваниями (душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии неполной компенсации, эпилепсия в стадии обострения (учащение приступов, наличие дисфорий) и т. д. Облегченные условия подразумевают под собой дополнительный выходной день, освобождение от некоторых уроков.

Какие правила приема, перевода, аттестации применимы к учащемуся с ограниченными возможностями здоровья?

Каждый субъект Российской Федерации вправе самостоятельно утверждать законы, касающиеся образования лиц с ограниченными возможностями.

Выделим основополагающие моменты.

  • Обучение на дому осуществляется на основании договора между образовательным учреждением и обучающимся/его родителями (законными представителями) (п. 3 ст.7 Закона).
  • Лицам, обучающимся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, на период получения образования предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение за счет средств бюджета города Москвы. (п.4 ст.7 Закона).
  • Прием детей с ограниченными возможностями осуществляется по общим правилам приема граждан в школу. Образовательное учреждение не в праве отказать ребенку, у которого имеются ограниченные возможности здоровья. (п.1, п.2 ст. 14 Закона).
  • Закон предусматривает перевод ребенка с ограниченными возможностями здоровья в другое учреждение или на другую форму обучения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей), в случае неосвоения им образовательной программы в избранном образовательном учреждении и по избранной форме (п.1 ст. 15 Закона).
  • Итоговая аттестация лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Аттестация для таких учащихся должна проходить в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние здоровья таких лиц, и организуется с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (п. 1 ст.16 Закона).
  • Если ребенок с ограниченными возможностями здоровья обучался по индивидуальному учебному плану и не освоил образовательную программу, то ему выдается свидетельство об окончании образовательного учреждения, в котором указываются учебные предметы по годам обучения, программы которых освоены (п.3 ст. 16 Закона).

Как должно быть организовано обучение детей, находящихся на надомном обучении?

На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучениядетей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.(п.3.4 Письма Минобрнауки РФ от 30.09.2009 N 06–1254 «О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации»).

При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.

Количество часов в неделю в рамках надомное обучения по общей программе предполагает следующее:

  • для 1–4 классов — 8 уроков в неделю;
  • для 5–8 классов — 10 уроков в неделю;
  • для 9 классов — 11 уроков в неделю;
  • для 10–11 классов — 12 уроков в неделю.

Эти нормативы утверждаются пояснительной запиской к учебному плану каждого образовательного учреждения.

Обучение детей на дому может осуществляться при помощи дистанционного обучения, которое предполагает обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать работу с детьми — инвалидами, которые в силу физиологических особенностей не могут посетить образовательное учреждение.

Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями). (Письмо Минобрнауки РФ от 30.09.2009 N 06–1254).

Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).

При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий. (Письмо Минобрнауки РФ от 30.09.2009 N 06–1254).

Организация образовательного процесса для каждого обучающегося, нуждающегося в индивидуальных занятиях на дому, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяется индивидуально.

Во время обучения на дому школа обязана предоставить детям, обучающимся в условиях домашнего обучения, на время обучения бесплатные учебники, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; условия для промежуточной и итоговой аттестации; документ государственного образца о соответствующем образовании.

Когда ребенок переведен на домашнее обучение, он проходит образовательную программу при помощи педагогов школы, определённых руководителем учреждения, которые должны с ним заниматься. Если ребенок проходит основную общеобразовательную программу, находясь на домашнем обучении, то он, так же, как и его сверстники в школе, изучает предметы, пишет контрольные и самостоятельные работы, тестирования. Длительность урока при обучении на дому может составлять не 45 минут, а меньше.

Какие необходимы документы при оформлении перевода ребёнка на домашнее обучение?

К заявлению родителей о переводе на домашнее обучение должно быть приложено заключение врачебной комиссии. У ребенка, находящегося на такой форме обучения, сохраняются все права, предусмотренные законодательством об образовании.

Обязательным документом, который является подтверждением права ребенка на получение обучения на дому, является справка врачебной комиссии (когда ребенок на инвалидности). Получив такой документ, родители относят его в школу, директор издает приказ об организации надомного обучения. Если такой справки нет, то соответственно нет подтверждения тому, что ребенок нуждается в надомном обучение.

Перевод на домашнее обучение возможен с любого класса, при этом всегда можно вернуться к занятиям в школе. Это означает, что в случае выздоровления, ребенок может быть переведен на обычную форму обучения.

 

Алгоритм действий для оформления меры социальной поддержки (индивидуальное, обучение на дому)

  1. Родитель обращается в Поликлинику к специалисту, у которого наблюдается ребёнок, за следующими медицинскими документами: заключение ВК (КЭК) с рекомендацией индивидуального, надомного обучения.
  2. Полученное заключение (оригинал) родитель передаёт в школу в комплекте с копиями следующих документов: паспорта одного из родителей, свидетельством о рождении ребёнка (паспортом по достижении 14 лет).
  3. Родитель пишет заявление на имя директора школы (на специальном бланке) с просьбой о предоставлении  надомного обучения.
  4. Администрация школы заключает Договор с родителем (законным представителем) об обучении на дому.
  5. К Договору прилагается Индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план принимается органом самоуправления в соответствии с Уставом МБОУ, согласовывается с отделом образования и родителем (законным представителем) ребенка и утверждается приказом по МБОУ.
  6. К Договору прилагается расписание занятий. Расписание занятий согласовывается с родителем (законным представителем) ребенка и утверждается приказом по МБОУ.
  7. Администрация издает Приказ по МБОУ об организации надомного обучения.

Учебный план МБОУ «СОШ №1» г.Адыгейска по индивидуальному обучению на дому в 1 классе, 3 классе

Учебный план по индивидуальному обучению в МБОУ «СОШ №1» г. Адыгейска, 9 класс

Положение об организации обучения на дому (заочная форма) учащихся МБОУ «СОШ №1» г.Адыгейска Республики Адыгея

ОБРАЗЕЦ ДОГОВОРА ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ НА ДОМУ

Льготы детям-инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов

 Организация индивидуального обучения на дому

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПО ПОВОДУ КОТОРЫХ ДЕТИ НУЖДАЮТСЯ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ НА ДОМУ И ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ ПОСЕЩЕНИЯ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

Анализ работы МБОУ «СОШ №1 города Адыгейска» в рамках индивидуального обучения на дому в 2017 – 2018 учебном году

Общие сведения об ученике надомного обучения

В помощь учителю

Математика 4 класс

Контрольная работа по математике 1 четверть, 4 класс ,VIII вид

Контрольная работа по математике 2 четверть, 4 класс ,VIII вид

Контрольная работа по математике 3 четверть, 4 класс ,VIII вид

 Итоговая годовая контрольная работа по математике за 2010-11 учебный год

Тест по математике «Нумерация чисел в пределах 100» 4 класс

Тесты по математике ,4 класс

Тесты по математике ,4 класс (2)

Графические диктант

Мини-карточки «Таблица умножения и деления»

 Умножайка: пособие по запоминанию таблицы умножения в игровой форме скачать бесплатно

Пособие предназначено для совместных игр детей и их родителей (бабушек, дедушек, гувернеров, репетиторов и т. д. ). С помощью этого набора дети могут выучить таблицу умножения без лишнего напряжения, зазубривания и усилий. Учеба из тяжелого занятия превращается в увлекательную и легкую игру.

Русский язык 4 класс

Карточки по русскому языку ,4 класс

Таблички по русскому языку 4 класс

Итоговый тест по русскому языку  4 класс   VIII вид

 Контрольные диктанты по русскому языку,4 класс (по четвертям),VIII вид

 Словарные слова в картинках

 ЗАГАДКИ  по тематическим блокам (словарные слова)

Тренажеры-помощники

 Тренажёр «Отличник»

Тренажёр  решения заданий по математике и русскому языку   подробнее о программе