Учебный план

Опубликовано:  06.04.2015

                       

Пояснительная записка

к учебному плану муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1»  г. Адыгейска, реализующего образовательную программу среднего общего  образования (ФГОС)

в 2020-2021 учебном году

Учебный план среднего общего образования МБОУ «СОШ№1» разработан на основе:

— Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Закона Республики Адыгея от 27.12.2013 № 264 « Об образовании в Республике Адыгея»;

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 413, зарегистрированного Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего   общего образования» (с последующими изменениями);

— Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (п.10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением от 29.12.2010 г. № 189);

-Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);

Учебный план  среднего общего образования определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования и требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Отражает организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО,  определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение, предусматривает выполнение обучающимися индивидуального (ых) проекта (ов).

При формировании учебного плана МБОУ « СОШ№1» определен режим работы образовательного учреждения: 6-дневная учебная неделя.

На уровне среднего общего образования продолжительность учебного года составляет  34 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.

Продолжительность урока на уровне среднего общего образования составляет 40 минут.

В 2020-2021 учебном году на уровне среднего общего образования реализовываются  учебные планы универсальных  (10а, б классы и 11 класс) профилей. Учебный  план всех профилей обучения предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС СОО. Общими для включения в учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».

Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы обязательной части и учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, не превышает максимально допустимую недельную нагрузку обучающихся — 37 часов в неделю.

Учитывая разнообразие и вариативность образовательных потребностей обучающихся, с целью удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся ,в классах с учебным планом универсального профиля  увеличено количество часов в неделю на изучение следующих предметов:

русский язык, алгебра и начала анализа, геометрия, химия.

Передача часов на учебные предметы произведена с целью овладения учащимися необходимых объёмов знаний, умений и навыков, обеспечивающих результативность сдачи ГИА

. С целью реализации индивидуальных потребностей обучающихся, по выбору учащихся и по желанию родителей(законных представителей) на базовом уровне  ведется предмет обществознание, и увеличено количество часов русского языка на 2 часа в неделю.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ «СОШ №1».

В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное, спортивно — оздоровительное) по 5 часов в неделю в каждом классе. Обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие с использованием возможностей учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБОУ «СОШ №1» г. Адыгейска на 2020-2021 учебный год для непрофильного (универсального) класса (ФГОС)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБОУ «СОШ №1» г. Адыгейска на 2020-2021 учебный год для непрофильного (универсального) класса

 

Пояснительная записка

к учебному плану 5-9–х  классов  МБОУ «СОШ №1» г. Адыгейска

на 2020-2021 учебный год.

 

Учебный план МБОУ «СОШ№1» является важнейшим нормативным документом по  реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , разработан  в соответствии с ФЗ от 29.12.2012г.№273-ФЗ » Об образовании в РФ»,  письмом МО и Н РА №4037 от 28.06.2017 г  «О примерных учебных планах и рекомендациях государственным и муниципальным общеобразовательным организациям Республики Адыгея, реализующим основную образовательную программу основного общего образования, по формированию учебных планов при переходе на ФГОС общего образования» (варианты № 1 и №3 к письму МО и н РА от 28.06.2017 г. № 4037.)

Учебный планобеспечивает  реализацию требований ФГОС ООО состоит из  двух частей : обязательной  части, части формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение между основными частями соответствует базовому содержанию обязательной части основных общеобразовательных программ. В обязательной части учебного плана   учебные предметы обязательных предметных областей для реализации основной образовательной программы основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение в 5-9 классах.

Учебный план отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейшихцелей современного общего образования:

формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное,

гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного

общества, инновационной экономики, задачам построения гражданского общества

сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья

обучающихся;

личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Предельная аудиторная учебная нагрузка не превышает максимальную учебную нагрузку.

Продолжительность учебного года –34 недели, учебной недели – 6 дней, урока — 40 минут.

При разработке учебного плана использован следующий вариант примерных учебных планов:

— вариант 4- для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучаются родной язык и родная литература.

В целях реализации Федерального закона от 3 августа 2018 г. №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» по вопросу обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, преподавание предметной области «Родной язык и литература на родном языке в 5 – 9 классах, организованно делением многонациональных классов на подгруппы «Родной язык (адыгейский)» / «Родной язык (русский)», «Родная литератур (адыгейская)» / «Родная литература (русская)».

В соответствии с рекомендациями МО и Н РФ и Р А изучение предметов литература, история, биология, география, обществознание, музыка, ИЗО, физическая культура ведется с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС.

При проведении занятии по технологии  в 5-7-х классах осуществляется деление классов на группы по гендерному признаку.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется на:

— увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

— введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений.

Для решения приоритетных задач формирования и развития всех видов речевой деятельности, совершенствования навыков грамотной устной и письменной речи с учетом образовательных потребностей участников образовательного процесса из части, формируемой участниками образовательных отношений выделены на усиление изучения предметов:

-русский язык – 7а,7б,7в,8а,8б.8в по 1 часу;

-химия   —    8а,8б по1 часу.

С учетом индивидуальных потребностей обучающихся, в целях подготовки к ГИА в 9А, 9б классах на усиление изучения математики(геометрия)выделено по 1 часу в неделю.

Занятия в рамках предметной области «Основы духовно нравственной культуры народов России»проходят в 5а,5б,5в классах во внеурочной деятельности.

Курс «Основы безопасности и жизнедеятельности» в 5,6-х классах, ориентированный на освоение учащимися безопасного и здорового образа жизни, защиты человека в чрезвычайных ситуациях реализовывается (1 час в неделю) за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений.

В соответствии с требованием ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно- нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное, спортивно – оздоровительное) по 5 часов в неделю .

УЧЕБНЫЙ ПЛАН для классов с русским языком обучения МБОУ «СОШ №1» г. Адыгейска на 2020-2021 учебный год (ФГОС) (Вариант 4)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБОУ «СОШ №1» г. Адыгейска для классов, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучаются родной язык и литература на 2020 -2021 учебный год (ФГОС) (Вариант 4)

Учебный план МБОУ «СОШ №1» г.Адыгейска для 1-4 классов (вариант 4) на 2020-2021 учебный год

                                                                                                                    Пояснительная записка

к учебному плану 1-4 классов

МБОУ «СОШ №1» г. Адыгейска на 2020-2021 учебный год.

     Учебный план  МБОУ «СОШ №1» для 1-4 классов, реализующий программу начального общего образования, является важным нормативным документом по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам обучения и соответствует  действующему законодательству Российской Федерации и Республики Адыгея.

Учебный план составлен на основе следующих нормативных документов:

федерального уровня:

  1. Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказов МО и Н РФ:

— от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

— приказ МО и Н РФ от 31 декабря 2015г № 1576 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и НРФ от 06.10.2009г. № 273»;

— от 30.08.2013г № 1015 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» с изменениями;

— от 28.12.2018г №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

— Федерального закона от 03.08.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Распоряжения Правительства РФ от 28.01.2012г. № 84-р о введении в 4-х классах с 01.09.2012г. комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  2. Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. №05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»;
  3. Протокола №3/15 от 28.10.2015г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
  4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2015 г., регистрационный N 40154);

республиканского уровня:

  1. Закон Республики Адыгея от 27.12.2013г № 264 «Об образовании в Республике Адыгея»;
  2. Письма МО и Н РА от 25.03.2014гг. № 1536 «О примерных учебных (образовательных) планах и рекомендациях государственным и муниципальным общеобразовательным учреждениям РА, реализующим основную образовательную программу начального общего образования, по формированию учебных (образовательных) планов в соответствии с ФГОС НОО»;
  3. Письма № 3406 от 06.07.2011г «О методических рекомендациях по организации внеурочной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях РА, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»;

Для учащихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. Учебные занятия для них проводятся только в первую смену с использованием «ступенчатого» режима обучения:

в первом полугодии

-в сентябре-октябре- по 3 урока по 35 минут каждый;

-в ноябре-декабре- по 4 урока по 35 минут каждый;

во втором полугодии

-в январе-мае- по 4 урока по 40 минут.

Продолжительность учебной недели для 1-4 классов -5 дней, продолжительность урока -40 минут.

Продолжительность учебного года составляет:

-1-й класс-33 недели;

-2-4 классы-34 недели.

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.2821-10) максимально допустимая недельная нагрузка в 1 классах составляет 21 час при 5-дневной недельной нагрузке, во 2-4 классах-25 часов (вариант 3),  при 5 дневной учебной нагрузке.

В 4-м  классе (вариант 3) при изучении предмета «Физическая культура» из трех часов один час изучается во внеурочное время. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.2821-п.10.20), где предмет «физическая культура» независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий в урочной и внеурочной форме.

При разработке учебного плана МБОУ «СОШ №1» были использованы Вариант 3 из примерных вариантов учебных планов для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке, но на ряду с ним изучается один из предметов, направленных на возрождение и развитие национальных языков, культур народов РА.

В связи с тем, что с 01.09.2017 г. начальные классы переведены на 5-ти дневную учебную неделю, учебный план  (вариант 3) состоит из 1части: обязательная часть.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей,  обеспечивающее достижение важнейших целей начального общего образования:

  • формирование гражданской идентичности учащихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
  • готовность учащихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
  • личностное развитие учащегося в соответствии с его индивидуальностью.

В целях реализации Федерального закона от 3 августа 2018 г. №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» по вопросу обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, преподавание предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке в 1-4 классах, организованно делением многонациональных классов на подгруппы «Родной язык (адыгейский)» / «Родной язык (русский)», «Литературное чтение на родном языке (адыгейском)» / «Литературное чтение на родном языке (русском)».

В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (духовно­-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно­-оздоровительное). Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

В соответствии с приказом МО и Н РА от 27.02.2012г. № 140 в учебном плане для 4-х классов с 01.09.2012 г выделен 1 час на изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), реализуемого по модулю «Основы светской этики».

Изучение адыгейского языка регламентируется национально- региональным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным постановлением Кабинета Министров республики Адыгея от 24.07. 2006г № 115 «О национально- региональном компоненте государственного образовательного стандарта». В соответствии с рекомендациями МО и Н РФ и МО и Н РА при изучении предметов Окружающий мир; Литература, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура в учебном плане выделяется 10-15% .

В 1-4-х классах изучение отдельных элементов «Основ безопасности жизнедеятельности» предусмотрено в интегрированном учебном предмете «Окружающий мир».

С целью определения качества освоения школьниками содержания учебных программ на промежуточную аттестацию  в форме письменных работ выносятся следующие предметы:

-математика — контрольная работа;

-русский язык — диктант;

-адыгейский язык для учащихся с родным (нерусским) языком обучения — диктант;

-окружающий мир для учащихся с русским языком обучения — тестовая  работа.

Раздел вариативной части « Внеурочная деятельность» (5 часов недельных в 1-4 классах) позволяет в полной мере реализовать дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.

Начальная школа работает по программе: УМК «Школа России» (1-4) классы; Учебно-методический комплект по предметам включен в Федеральный перечень учебников на 2020-2021 учебный год и полностью соответствует примерному учебному плану.

  Учебный план МБОУ «СОШ №1» г.Адыгейска для 1-4 классов (вариант 3) на 2020-2021 учебный год

 

Пояснительная записка

к  учебному плану для обучающихся с ЗПР на 2020-2021 учебный год

 

Учебный план НОО МБОУ «СОШ №1» разработан на основании ФГОС для детей с ОВЗ и следующих нормативных документов:

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 дека-бря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями);

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 марта 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного об-разовательного стандарта общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 ав-густа 2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

— федеральные перечни учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учрежде-ниях на текущий учебный год.

— Минобрнауки РФ «Об учебниках для обучающихся с ОВЗ» от 19.08.2016г. №07-3517;

— Минобрнауки РФ «Об обеспечении условий доступности объектов и услуг в сфере образования для обучающихся с ОВЗ» от 29.07.2016г. №07-3199;

— СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к усло-виям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвер-ждены постановлением Главного государственного санитарного врача Россий-ской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26;

— школьные локальные акты:

— «Положение о текущем контроле и нормах оценки ЗУН обучающихся с ОВЗ»; — «Положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме»;

— «План внутришкольного контроля по внедрению и реализации ФГОС ОВЗ в 2020-2021 учебном году»

— Учебный план является основным механизмом реализации АОП НОО обуча-ющихся с ЗПР.

АООП обучающихся с ЗПР  МБОУ «СОШ №1»  в 2020-2021 учебном году работает в следующем режиме:

— продолжительность учебного года в 1-м классе -33 учебных недель, во 2 – 4 классах  34  учебные недели;  в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.2821-10) максимально допустимая недельная нагрузка в 1 классах составляет 21 час при 5-дневной недельной нагрузке, во 2-4 классах-25 часов.

— продолжительность урока в 1-м классе имеет «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый), обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий), во 2 — 4 классах –  40 минут; продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30  календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. В обязательной части учебного    плана    полностью      реализуется        федеральный компонент государственного образовательного стандарта для детей с ЗПР.

Предметы обязательной части учебного плана обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации и ориентированы на становление личностных характеристик выпускника начальной школы:

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,         обеспечивает реализацию индивидуальных    потребностей обучающихся. 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса передается на предмет – Адыгейский язык. В соответствии с Законом

«Об Образовании в РА» от 27 декабря 2013г № 264, в школе с первого класса для носителей языка, в том числе и для детей с ЗПР,  в качестве обязательного

учебного предмета введено изучение государственного языка Республики Адыгея — Адыгейский язык. Учащиеся других национальностей изучают предмет «Адыгейский язык» или «Адыгейская литература» по выбору. Изучение адыгейского языка регламентируется национально- региональным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным постановлением Кабинета Министров республики Адыгея от 24.07. 2006г № 115 «О национально- региональном компоненте государственного образовательного стандарта». В соответствии с рекомендациями МО и Н РФ и МО и Н РА.

Индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных функций развития         ребенка      направлены        на      исправление        недостатков развития, восполнение пробелов в знаниях. Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия проводятся в первой и второй половине дня и не входят в максимальную недельную нагрузку. Продолжительность занятий 20- 40 минут.

Предельно допустимая нагрузка в учебном плане соответствует -СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26). Максимальная недельная нагрузка в 1-х  классах составляет 21 час,  во 2-4-х классах 23 часа при пятидневной учебной неделе.

Обязательные предметные области учебного плана для детей с ЗПР и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ЗПР на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей. В рамках планирования внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР часы посещения обучающимися         музыкальных,                                художественных  школ,                       учреждений

дополнительного образования учитываются при реализации внеурочной деятельности (приказ Минобрнауки РФ от 27 ноября 2010 года №1241).

Образовательная политика МБОУ «СОШ №1» г. Адыгейска предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы                          знаний,  но            и      на  развитие           его    личности,   его познавательных и созидательных способностей. Приоритетным направлением деятельности       школы       является       формирование       целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Учебный план МБОУ «СОШ №1» г.Адыгейска для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ на 2020-2021 учебный год

 

                                 Пояснительная записка

к  учебному плану для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2020-2021 учебный год

 Учебный план МБОУ «СОШ №1»,  реализующий  АОП  для  обучающихся

  • умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Соответствует действующему законодательству Российской Федерации и Республики Адыгея.

Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

  • соответствии с требованиями ФГОС (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения АОП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет МБОУ «СОШ №1» недельный учебный план выбрали по первому варианту ― I-IV, с учетом: особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические).

Учебный план МБОУ «СОШ № 1» г.Адыгейска  разработан на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 3 февраля 2015 г.;
  • Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от   12.2010   №189   «Об   утверждении   СанПиН   2.4.2.2821-10   «Санитарно- эпидемиологические       требования   к             условиям        и организации            обучения    в общеобразовательных учреждениях»;
  • Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обученияи воспитания в организациях осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программа для обучающихся с ограниченными особенностями здоровья»;
  • Письма Минобрнауки РФ об индивидуальном обучении больных детей на дому от 05.09.2013 № 07-1317
  • Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), МБОУ «СОШ №1»  в 2020-2021 учебном году работает в следующем режиме:

— продолжительность учебного года в 1-м классе -33 учебных недель, во 2 – 4 классах не менее 34 учебных недель; в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.2821-10) максимально допустимая недельная нагрузка в 1 классах составляет 21 час при 5-дневной недельной нагрузке, во 2-4 классах-25 часов.

— продолжительность урока в 1-м классе имеет «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре −  4 урока по 35 минут каждый; январь-май − 4 урока по 40 минут каждый), обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий), во 2 — 4 классах –  40 минут; продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30  календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

На начальном этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АОП, и учебное  время,    отводимое   на   их  изучение   по  классам  (  годам  ) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части.

Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана может быть представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными).  Всего на коррекционно-развивающую область  отводится до 6 часов в неделю.

Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется школой самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но может учитывается при определении объемов финансирования, исходя из возможностей школы.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (духовно-нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ «СОШ №1» и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 — 6 часов).

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АОП определяет МБОУ «СОШ №1».

Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей)

Учебный план МБОУ «СОШ №1» г.Адыгейска для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость) в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ на 2020-2021 учебный год

Учебный план МБОУ «СОШ №1» г.Адыгейска для ученика 3а класса (обучение на дому) в рамках реализации ФГОС НОО на 2020-2021 учебный год